В 1983 году легендарный основатель Apple обратился к собравшимся на международной конференции по дизайну в Аспене.
«У кого из вас есть компьютер Apple? А какой-нибудь другой персональный компьютер? О-оу. Ну кто хотя бы видел что-либо подобное? Ладно, тогда давайте я для начала просто объясню, что такое компьютер».
Джобс приехал на конференцию, чтобы привлечь к работе над компьютерами Apple талантливых дизайнеров.
«Одна из причин, по которой я сегодня здесь — мне требуется ваша помощь. Компьютеры выглядят ужасающе. Все хорошие промышленные дизайнеры придумывают дизайн автомобилей и зданий, но никто из них не занимается дизайном компьютеров. Но мы продадим в этом году 3 миллиона персональных компьютеров, а в 1986 году — 10 миллионов, вне зависимости от того, как они выглядят — дерьмово или прекрасно».
Слова основателя Apple в очередной раз оказались пророческими — он с уверенностью заявил, что в ближайшие годы в обиход войдут портативные компьютеры, а электронная почта станет одним из основных средств общения. Особенно любопытно упоминание об эксперименте исследователей из MIT, который в наши дни воплотился в сервисе Google Street View.
«4 или 5 лет назад в Аспен приехали из MIT — с грузовиком со сканером. Они ехали по всем улицам города, через каждый перекресток и фотографировали все здания. А потом вставили видео диск в компьютер. На экране вы видите улицу. Это как если бы вы физически были там — вы можете остановиться на перекрестке, посмотреть направо, прямо или налево. Это электронная карта».
Вряд ли все сидящие в зале в 1983, когда компьютер еще казался чем-то непонятным и футуристичным, восприняли слова Джобса всерьез. Тем интереснее получать очередное подтверждение того, как четко глава Apple понимал, каким будет будущее инновационных технологий.
«Скоро у всех на работе, на учебе и дома будут компьютеры. Люди будут пользоваться персональными компьютерами чаще, чем своими автомобилями. Мы будем проводить перед компьютером по 2-3 часа в день. У нас есть шанс превратить компьютер во что-то красивое. И уже самим дизайном компьютера мы можем сказать пользователю многое».
Технологические компании помогут ориентироваться внутри помещений.
Более 20 компаний, в числе которых Nokia, Samsung, Sony Mobile и Qualcomm, объединились в альянс In-Location, цель которого — разработка и внедрение систем навигации в помещениях. Система рассчитана на обладателей мобильных устройств и будет работать в любых общественных пространствах от аэропортов до шоппинг-центров по всему миру. Пользователь сможет в реальном времени установить свое местоположение и отыскать необходимый объект.
Так как внутри помещений недоступен спутниковый сигнал, который обычно используется в традиционных навигационных системах, для позиционирования будет использоваться Bluetooth 4.0 и Wi-Fi. Похожие системы разрабатывают многие компании — например, Google, предлагает навигацию в аэропортах, музеях и торговых центрах Великобритании, Швейцарии, Канады, США и Японии. Существуют и российские разработки.
Наибольшую заинтересованность в подобных технологиях выражают ритейлинговые компании, поскольку с их помощью можно детально изучить поведение потребителя. Тестовые разработки альянс обещает представить уже в этом году, а коммерческое использование системы может начаться в 2013-ом. При этом она будет обладать открытым интерфейсом, поэтому сторонние производители электроники смогут выпускать устройства с поддержкой In-Location.
Впрочем, на пути внедрения позиционирования такого типа существуют нерешенные проблемы — например, опора на координаты установленных в помещениях Wi-Fi точек, то есть обычных роутеров, которые персонал музея или аэропорта, может легко переставить.