Компания Nuance — монополист на рынке технологий распознавания голоса — официально объявила о своем приходе в Россию. Нашим пользователям компания знакома по голосовой помощнице Siri в IPhone. Ну а широкой общественности в России компания не известна, хотя её технологии по распознаванию речи стоят в контактных центрах «Аэрофлота» и в приложениях AnyWayAnyDay. Осенью прошлого года Nuance бесплатно выкатила на российский рынок мобильные приложения Dragon Dictation и Dragon Search, первое из которых преобразует речь в текст на экране, а второе позволяет диктовать поисковые запросы. Вообще у Nuance довольно много голосовых решений — для врачей, юристов или больших промышленных компаний. Как всё это будет работать с русским языком, пока не совсем понятно, большинство продуктов Nuance запустятся в следующем году. И чем больше и чаще пользователи будут использовать эти приложения, тем лучше технология будет работать. Стоит оговориться, что есть у Nuance и продукты для распознавания печатного текста — здесь они конкурируют с ABBYY, которая до сих пор была вне конкуренции в нашей стране со своим FineReader.
«Яндекс» запустил персональный поиск. Он предлагает пользователям подсказки и ответы, учитывая их личные интересы и предпочтения. Технология работает так: «Яндекс» пытается понять, что интересует пользователя, анализируя его поисковое поведение: о чем человек спрашивает, на какие сайты переходит, нужны ли ему ответы на английском. Эти данные учитываются при выборе подсказок и формировании результатов поиска. Так по запросу «пряничный человечек» молодым родителям «Яндекс» предложит американскую сказку — аналог нашего «Колобка», а пользователю, который часто просматривает кулинарные сайты, «Яндекс» предложит рецепты пряников. Таким образом, качество поиска для конкретного человека резко возрастает. Пользователь сразу получит тот ответ, который нужен именно ему, и сэкономит время. Вот что рассказал нам директор по распространению технологий компании «Яндекс» Григорий Бакунов: «Это машинное обучение, выглядит оно примерно так: каждый браузер или каждый пользователь, если человек залогинен, получает уникальный идентификатор. И мы аккумулируем некоторое количество знаний по поводу того, какие запросы задавались из этого браузера, на какие ответы человек кликал. И, исходя из этого, мы получаем некий профиль, который позволяет нам с гораздо большей вероятностью подсказывать именно те результаты, которые человек хочет увидеть».
Что касается столь популярной темы социальной составляющей поиска, специалисты «Яндекса» провели эксперимент и выяснили следующее: «Большинство людей не интересуются отношением своих друзей к чему бы то ни было. Ваши интересы пересекаются процентов на